сайт для женщин

Вы здесь

Из всех материалов, используемых человеком, хрусталь, пожалуй, самый сказочный - вспомните хотя бы Золушкины туфельки. Даже само его название, хрупкое и невесомое, напоминает одновременно о малиновом звоне и о прозрачном драгоценном сосуде, сверкающем и искрящемся в лучах света почти как алмаз.

Слишком поэтично? Но человек всегда стремился соединить в одно целое сверкающий хрусталь и нежную звенящую мелодию. Русские мастера замечательно осуществили и другую мечту всякого стекольного мастера - максимально украсить хрустальное изделие. На чистой поверхности хрустальных ваз распускаются затейливые цветы, рассыпается изморозь сверкающих граней, матовые нити переплетаются в затейливое кружево. Узоры на русском хрустале сродни нашему лирическому пейзажу с задумчиво текущими речками, едва угадываемыми тропинками, уходящими в загадочный сумрак леса, пронизанными солнцем пространствами... Именно здесь, среди северных лесов, в окружении дивной природы, и поднялись один за другим знаменитые стеклянные заводы. Именно здесь был создан самобытный и совершенный стиль огранки изделий из хрусталя, получивший во всем мире название "русская резьба".

С конца XVII столетия в России вслед за Западной Европой стала распространяться мода на изделия, выполненные из бесцветного стекла и украшенные гравировкой. В стекле начали ценить твердость и чистоту - качества природного горного хрусталя.

Впервые такие изделия появились в чешских землях и быстро получили признание в Европе. Они стали называться "богемским хрусталем". По аналогии, и в России бесцветное стекло с гравированным и шлифованным декором на протяжении всего XVIII века тоже называли "хрусталем" (этим отчасти объясняется путаница - главным образом в популярных изданиях, связанная с датировками и атрибуцией хрустальных предметов).

Способ изготовления настоящего свинцового хрусталя был открыт в Англии в середине XVIII века. В России "аглицкий секрет" был освоен в конце столетия, а производство хрусталя достигло расцвета в первой четверти XIX века, совпав с зарождением и расцветом русского ампира. Хрусталь, благодаря применению в его декорировке техники алмазного гранения, как нельзя лучше соответствовал классической монументальности этого стиля.

В полной мере "хрустальный ампир" получил свое развитие на Императорском стекольном заводе, ставшем к тому времени не только образцом художественного вкуса, но и своего рода школой для частных заводов России.

Во многом его славу упрочили выдающиеся архитекторы, привлекавшиеся на завод в качестве "инвенторов" (художественных руководителей, авторов проектов): Ж. Тома де Томон, К. И. Росси, А. Н. Воронихин и многие другие.

К 1820-м годам относятся, в частности, дворцовые парадные сервизы, в состав которых входят настольные украшения и декоративные вазы со скульптурными деталями в виде кариатид, сфинксов, грифонов, масок и т. д. Некоторые из них хранятся в настоящее время во дворцах-музеях Павловска и Петергофа, и иногда, очень редко, отдельные предметы появляются на отечественном антикварном рынке.

Интересно, что способ изготовления этих скульптур, отличающихся необычайно тонкой моделировкой, до сих пор не разгадан до конца. Подобное искусство резьбы по хрусталю, восхищавшее современников, стало подлинно русским открытием.

На Императорском стекольном заводе создается и целый ряд сложных монументальных произведений для интерьеров - главным образом вазы и торшеры, многие из которых из-за больших размеров делались сборными. Технические возможности завода позволяли изготовлять совершенно уникальные произведения. Долгое время Императорский стекольный завод не имел конкурентов ни в России, ни за границей.

Например, для подарка персидскому шаху была выполнена хрустальная кровать, окруженная девятью фонтанами в виде ваз. Для другого восточного властелина сделали огромный разборный хрустальный фонтан.

В 1837 году в Петербурге был поставлен балет А. Адана "Дева Дуная", для одной из сцен которого были специально изготовлены хрустальные полые колонны, освещавшиеся изнутри разноцветными огнями. По описаниям, зрелище было феерическое.

По моде того времени хрустальные изделия нередко оправлялись в золоченую бронзу - для этой цели существовала специальная бронзовая мастерская. Более того, создаваемые хрустальные сервизы порой стилистически точно сочетались со столовой фарфоровой посудой - Императорский стекольный и Императорский фарфоровый заводы относились к одному дворцовому ведомству. Кстати, именно объединение их в 1890 году стало концом самостоятельного существования Императорского стекольного завода.

Объем производства Императорского стекольного завода (до его объединения с фарфоровым) постепенно снижался, но он по-прежнему поражал современников грандиозными сооружениями из хрусталя, их удивительной чистотой и блеском. Например, на Петербургской промышленной выставке 1858 года были представлены два канделябра из хрусталя высотой 3, 6 метра (самые крупные в мире). Всего их было одиннадцать, и были они изготовлены для Зимнего дворца.

Императорский стекольный завод был, прежде всего, придворным предприятием, производившим уникальные изделия. И хотя кое-что выпускалось в рыночную продажу, Императорский завод все же значительно уступал в своей рядовой продукции заводам И. С. и И. А. Мальцовых в Гусь-Хрустальном и Дятькове, а также фабрике А. Н. Бахметьева в селе Никольском под Пензой. Даже придворные заказы на рядовую посуду для дворца выполнялись в основном на частных заводах.

Скажем, Дятьковский завод специализировался на производстве дешевой бытовой посуды, доступной даже бедным слоям населения. Но при этом на 1-й Всероссийской выставке мануфактур 1829 года о серийных изделиях этой фабрики было сказано, что они "не уступают и аглицким, а потому принадлежат к первому разряду", а завод был награжден медалью "Лучший хрусталь".

Окончательная перестановка сил на хрустальном рынке произошла во второй половине XIX века, после отмены крепостного права и снижения таможенных пошлин на ввозимый товар. Монополистами хрустального производства становятся Мальцовы, и принадлежащие им гиганты - Дятьковский и Гусевский хрустальные заводы - превращаются в сугубо коммерческие предприятия. В огромном количестве они выпускают массовый хрусталь, впоследствии названный "мальцовским". Его отличает великолепное качество материала и виртуозная работа алмазчиков.

Оформление бытового хрусталя было весьма разнообразным, хотя и не столь разностильным, как в других видах декоративно-прикладного искусства того времени. Выпускались наиболее популярные изделия в восточном стиле (кальяны, флаконы для благовоний и т. д.), а некоторые предметы в угоду "новорусской" моде даже расписывались цветными эмалями. Большой популярностью пользовалась гравировка, исполнявшаяся прежде всего на изделиях в стиле ренессанс. Особое направление в развитии гравировки во второй половине XIX века существовало на Гусевском хрустальном заводе в творчестве потомственных народных мастеров. Природные фантазийные композиции - полевые травы и цветы, лесные пейзажи с животными - порой напоминали рисунки на замерзших окнах. С возникновением в конце столетия стиля модерн стали выпускать изделия с изысканной гравировкой, передающей плавные изогнутые линии и причудливые растительные мотивы. Очень часто хрустальные изделия оправлялись в серебро, подчеркивавшее ценность материала. Именно хрусталь в серебре работы известных российских ювелирных фирм пользуется в наши дни особенной популярностью и постоянно растет в цене.

Начало XX столетия ознаменовалось появлением на Мальцовских заводах прессованного хрусталя (этот метод также называли "удивительным английским секретом"). С тех пор прессованная "хрустальная" посуда, как самая дешевая, становится обязательной и весьма значительной частью ассортимента частных заводов России вплоть до революции.

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет

Наши пользователи

Интересное

В XIX веке женские перчатки считались самым элегантным аксессуаром. Именно с тех времен и пошло выражение "менять как перчатки", ведь в гардеробе настоящей леди их всегда было по несколько десятков пар. Сейчас о перчатках мы вспоминаем лишь с наступлением холодов. Но это вовсе не значит, что нужно перестать следить за "пальчиковой" модой. Дизайнеры советуют нам в этом сезоне удивлять. Цветовая гамма стремится к холодным оттенкам: модницы акцентируют внимание на лиловом и голубом. Особый шик - цветные контрастные вставки между пальцами: красные на белом, зеленые на розовом или изумрудные на чер...

Статистика

Яндекс.Метрика